Психическая травма в свете психоанализа

Программа курса «Психическая травма в свете психоанализа»

Специалист, тренинговый аналитик, супервизор ЕКППКандидат исторических наук, докторант психологииКантор Александр Матвеевич Специалист, тренинговый аналитик, супервизор ЕКПП
Кандидат исторических наук, докторант психологии
Кантор Александр Матвеевич

Необходимость и цели курса

Психическая травма (психический травматизм) – не просто дань клинической моде, но род психопатологии наших дней, несомненно, эпидемиологического характера. Аффект и психическая травма в качестве тем 41 и 46 конгрессов МПА(IPA).

Р. Мэй: «Когда культура бьется в конвульсиях переходного периода, индивидуумы в обществе страдают от чувства духовного и эмоционального крушения». Делинквентное поведение в обществе: наркомания, алкоголизм, табакокурение и другие виды аддитивного (зависимого) поведения, проституция, экстремизм. Перверсивные установки личности, маргинальных общественных групп (в т.ч., криминальных) и массовой культуры. Распространение в современном российском обществе страхов смерти и терроризма. «Тревожащие странности» (З.Фрейд): неожиданное возвращение вытесненных паттернов прошлого (семейных, родовых, социокультурных) в мышлении и поведении индивидов и групп.

В этой связи, существует необходимость знакомства студентов с развитием и современным состоянием психоаналитического учения о психической травме, обучение их анализу травматических ситуаций, разбору клинических случаев, представление опыта психокоррекционной и психотерапевтической работы с травматизированными пациентами/клиентами; предполагается также использовать патографический текстовой и видеоматериалы.

Темы курса

1.Психическая травма как нозологический феномен. Психиатрическая (медикаментозная) и гуманитарная парадигмы в понимании травмы.

Из истории психоаналитических учений о травме. Ранняя и поздняя версии психической травмы у З.Фрейда. Травма и принцип удовольствия. ПТСР как разновидность травмы.

«Травма рождения» О.Ранка и ее оценка Фрейдом. Значение трудов Ш.Ференци, М.Кляйн, А.Фрейд, Д.Винникота, Х.Когута, В.Биона, В.Франкла, О.Кернберга. Д.Кристалла, Д.Калшеда и др. зарубежных авторов, а также классической монографии М.М.Решетникова для развития теории и практики психоанализа травмы. Нарциссическая версия психической травмы. Травма в свете клинической социологии и психоистории ( Л.де Моз).

2.Психическая травма и стресс. Внешние и внутренние стимулы и разрушение «стимульного барьера». Роль внезапности и аккумуляция стрессов. Особое значение «непереносимых представлений» (З.Фрейд). Патогенные воспоминания и фантазии в развитии травматических состояний. «Экономика» и «энергетика» травмы. Конституциональная склонность и личностная предрасположенность к травме. Соматические эквиваленты травмы.

Сходство и различие в понимании травмы в работах аналитических психологов (диссоциации, мифологические конструкты и архетипы и «ядерный комплекс» травматических состояний; встречи с «нуминозным»).

3.Невротическая симптоматика, травматическое состояние и «травматический невроз». От страха к «тревожно-фобическим» синдромам. Когнитивные,эмотивные и поведенческие аспекты травмированной психики. Патологические защиты при травме, архаическое мышление, навязчивое воспроизведение травматических ситуаций. Проблемы вытеснения и роль супер-эго. Возвращение подавленного. Травматическое состояние и «травматический невроз». Резервы личности и противодействие травме. Травма и самоисцеление, «усиление Я», совершенствование адаптации и ускорение психического развития.

4.Механизмы патогенеза и психосоматических расстройств. Ресоматизация как последствие психической травмы. Интроективная идентификация – энергетически-аффективного «вбирания вовнутрь» и приобретения – соматических, даже болезненных признаков каких-то реальных или воображаемых ситуаций (объектов). От З.Фрейда к Х. Когуту: вторичный нарциссизм и деструкция Самости (в результате психических травм) как коммуникативно-вербальный коллапс (алекситимия) личности, регрессия к раннему этапу сигнальной коммуникации. Моторно-экспрессивные и физиологические эквиваленты нарциссической патологии. Аддиктивные последствия травмы: патологическая защита и воспроизведение травматических ситуаций.

5.Основные постфрейдовские версии психотравматизации. Диадические структуры и преследующие (внутренние) объекты на доэдипальных этапах («плохая грудь», от инстинкта смерти к параноидно-шизоидной и депрессивной позициям М.Кляйн; «внутренний вредитель» Р. Фэйрберна) и роль структур супер-эго (В. Бион). Неудача материнских стратегий (Д.Винникот) и фрагментация Я (О.Кернберг). Травма и смыслы (В.Франкл).

Групповые фантазии, регрессии и психотические инсайты (в т.ч., т.н. «революционный невроз») как случай ПТСР в контексте социума (Л. Де Моз, др.). Школа «семейной истории» и концепция «трансгенерационной передачи травм» (А.Шутценбергер, В.де Гольжак).


Структура курса

Семь учебных дней в общем количестве 56 академических часов (каждый учебный день по четыре пары (8 ак.час. ) в каждом. Учебный день включает в себя две пары теоретического материала в формате лекций и по две пары групповой супервизии в день.

Запишитесь на приём к психологу, психоаналитику

Представьтесь, пожалуйста:
Ваш e-mail:
Ваш телефон:
Введите текст сообщения:
+7 (919) 765-18-60
+7 (929) 593-31-70
+7 (962) 989-00-86

Новости

все новости

Видео, эфиры

все видео