Техника как процесс психотерапии
- Кризис
- Одиночество
- Уверенность в себе
- Отношения
- Ревность
- Страхи
- Расставание
- Развод
- Личностный потенциал
- Самооценка
- Тревоги
- Самопознание
- Разногласия
учебно-тематический план
Тема № 6. »Психотерапии, психоанализ и психоаналитический сеттинг»
9 и 23 марта 2014 года с 12 до 18
Модуль 11
Семинар 21, 22. 9 марта 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Психоанализ как специальная форма психотерапии
- Три революции в истории психотерапии. Физические, моральные, гипно-суггестивные терапевтические подходы. Межперсональные и недирективные аспекты терапии в работах П. Жане, Й. Брейера, З. Фрейда. Роль катартического метода для понимания бессознательных процессов.
- Первая концепция психической травмы Фрейда и его новая – психоаналитическая – техника.
- Показания и модальности психоаналитической терапии – поддерживающая и раскрывающая, индивидуальная и групповая, семейная, детская и др.
Модуль 12
Семинар 23, 24. 23 марта 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Психоаналитический сеттинг – особая форма организации психоаналитической работы
- Значение сеттинга для фасилитации восприятия, анализа когнитивных и аффективных процессов в ходе сессии, переноса, интерпретации. Непсихоаналитические аспекты сеттинга. Внешний и внутренний сеттинг.
- Организация пространства, отбор пациентов, частота, длительность и формы прерывания сессий, вопросы оплаты. Терапевтический альянс как раппорт и особый вид переноса.
- Кушетка и face-to-face. «Герменевтико-конструирующие» модели, «модели отношений» и дискуссионные вопросы понимания сеттинга в современном психоанализе (С. Борди и другие). Терапевтическое значение регрессии в сеттинге.
- Сепарационная тревоги, холдинг и контенирование в сеттинге.
Тема № 7. »Стадии аналитического процесса»
6 и 20 апреля 2013 года с 12 до 18
Модуль 13
Семинар 25, 26. 6 апреля 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
О начальной и средней стадиях в терапии
- О трех классических стадиях анализа. Открытость и проблемность начального этапа анализа.
- Интервью и методы анализа клинических случаев. Диадические отношения пациента и аналитика. Основные черты средней стадии анализа, фокусы работы (З. Фрейд, Е. Гловер и Д. Мельтцер).
- Роль проективных идентификаций и бессознательных фантазий анализанда. Трансферентный и контртрансферентный неврозы (П. Ракер).
- Особенность объектных отношений на средней стадии анализа, контакт и сепарационная тревога.
- Сложности перехода к депрессивной позиции и проблемы интерпретаций (В. Бион, Ж. Лакан).
Модуль 14
Семинар 27, 28. 20 апреля 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Теоретические,клинические соображения и техника терапии на завершаюшей стадии анализа
- Можно ли говорить о конечности анализа? Лечебные цели и факторы курабельности.
- Точка «невозврата» и новое начало в терапии. Индикаторы и варианты завершения анализа.
- Постаналитический процесс. Модели окончания анализа. Завершение анализа и скорбь. Страх улучшения.
- Отделение от аналитика. Формы завершения анализа.
Тема № 8. »Анализанд в процессе психоанализа: основные события»
4 и 18 мая 2014 года с 12 до 18
Модуль 15
Семинар 29, 30. 4 мая 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Динамика терапии: инсайт, проработка и отыгрывание
- Инсайт и его основные характеристики. Инсайт как разновидность гештальта, феномена поля и ментального процесса.
- Регрессия и прогрессия в инсайте. Инсайт и проработка. Отработка (verarbeitung|working out) и проработка (durcharbetung|working through) в терапии.
- Неизбежность отыгрывания(acting out). Отыгрывание, коммуникация, язык и и первичные объекты.
- Отыгрывание вовне (acting out) и внутрь (acting in), их целостность (enactment).
Модуль 16
Семинар 31, 32. 18 мая 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Сложности анализа: негативная терапевтическая реакция и возможность обратного хода (инверсии) в терапии
- Негативная терапевтическая реакция (НТР) и чувство вины. НТР и агрессивные драйвы, мазохизм эго, зависть, инстинкт смерти и депрессивная позиция. НТР и отыгрывание, негативные переносы, маниакальные защиты и панические атаки, боязнь выздоравливания, симбиоз, нарциссическая самость и супер-эго.
- Перспективы возможной инверсии в анализе: невротизация и даже психотизации пациента (М. Кляйн, В. Бион, Р. Мани-Керл).
- Перерывы и прекращение терапии, смена аналитика.
Тема № 9. »Психоаналитическое учение о болезнях и особенности техники в работе с ними»
1 и 15 июня 2014 года с 12 до 18
Модуль 17
Семинар 33, 34. 1 июня 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Классические и постклассические представления о психопатологии в работе аналитика
- Классические и современные версии конфликтов и дефицитов как источников патологии. Специфика психоаналитической техники в работе с шизофренией, маниакально-деперессивным психозом, сексуальными проблемами (неудовлетворенность у женщин, импотенция у мужчин, гомосексуализм, перверсии), аддикциями, психосоматическими расстройствами,нарушениями характера.
- Техника работы с пограничными расстройствами. «Характероанализ» В. Райха.
- Неклассические систематизации болезней: нарциссический невроз, неврозы недостатка и связи;вопросы социальной психоаналитической терапии (П. Куттер).
Модуль 18
Семинар 35, 36. 15 июня 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Частные вопросы психоаналитической техники последнего десятилетия
- Новые версии типов сопротивлений и интерпретаций. Работа с актуализированными фантазиями и травматическим наследием прошлых поколений, а также массовой травмой (В. Волкан). Новый нарциссизм и социальная травма в глобализирующимся мире (С. Ахтар) и применение феноменологических подходов в современном анализе.
- Боль как антропологическая проблема в современном психоанализе и работа с ней в терапии (по материалам 48 Конгресса Международной Психоаналитической Ассоциации; Прага, Чехия, 2013).
Тема № 10. »Анализанд и аналитик в терапевтической игре: коммуникация, задачи и коррекция терапии»
29 июня и 13 июля 2014 года с 12 до 18
Модуль 19
Семинар 37, 38. 29 июня 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Коммуникация и развитие рабочего альянса
- Взаимоотношения аналитика и анализанда: зеркало абстинентности и эмпатия. Формы интерактивной коммуникации (П. Кейсмент).
- Понимание и объяснения в терапии. Помогающая роль фрустрации в связи с интенсификацией трансферных и контртрансферных отношений.
- Личность аналитика как инструмент анализа и границы ее раскрытия (М. Фай). Необходимые качества пациента: мотивация, способности, черты личности и характера (Р. Гринсон, М. Кан).
Модуль 20
Семинар 39, 40. 13 июля 2014 года. с 12 до 18. Перерыв с 14:30 до 15:30
Профессия: психоаналитический терапевт
- Необходимость супервизий как самоисследования и профессионального роста практикующего психоаналитика.
- Основные модели супервизирования в психоанализе и формы представления случаев. Технологии супервизорской работы (запросы, комментарии, определение «мишеней» анализа и пр.).
- Балинтовские группы и психопрофилактика «синдрома выгорания». Интервизии с участием «дочерних» школ глубинной психологии (юнгианцы, гуманистические психологи, представители индивидуальной психологии, гештальт-терапевты, специалисты по трансакт-анализу): обмен опытом в сфере терапевтических технологий.
Запишитесь на приём к психологу, психоаналитику